АЗБУКА МИРОТВОРЧЕСТВА

Название программы: Азбука миротворчества

Где реализуется: Волгоградская область, г. Волжский, г. Волгоград.

Авторы: И.А. Бубликова, директор МКРО «Каритас-Волгоград», директор АНО «Центр «СО-Практик», руководитель проекта, Г.В. Сердюкова, социальный педагог МКРО «Каритас-Волгоград».

Краткая аннотация:
Проект психолого-педагогической помощи детям и подросткам в форме дневного досугово-развивающего центра, организованного на базе гостиницы, — по месту временного самостоятельного проживания группы прибывших семей (не ПВР) и в форме выездных тематических мероприятий на базе организованных ПВР.

Целевая аудитория (ЦА): дети и подростки в возрасте 6-14 лет и их семьи, прибывшие из ЛНР, ДНР, Украины в результате военного конфликта.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
  • Травмирующее воздействие внешних обстоятельств (военные действия, вынужденный переезд, потеря близких и имущества, разрыв семейных связей), приведшее к глубоким психологическим проблемам.
  • Проблемы адаптации на новом месте жительства (принятие местным сообществом, новым коллективом, новые требования в школе и т.п.).
  • Отсутствие собственного жилья и личного пространства.
  • Сложности включения в жизнь местного сообщества (дискриминация из-за статуса приезжих, языковых особенностей, страх большого города, дезориентация).

Ценности практики:
  • Забота и поддержка: ценность состоит в предоставлении детям и подросткам безопасного и поддерживающего окружения, где они могут получить необходимую психологическую и педагогическую помощь. Это помогает им справиться с травмами и стрессом, вызванными конфликтом, и развивать свои навыки и потенциал.
  • Интеграция и социализация: ценность заключается в создании возможностей для детей и подростков включиться в общество и развить навыки социализации. Дневной досугово-развивающий центр и выездные мероприятия предоставляют им возможность взаимодействовать с другими детьми и подростками, развивать навыки коммуникации и сотрудничества.
  • Образование и развитие: ценность состоит в предоставлении детям и подросткам доступа к образованию и развивающим программам. Дневной досугово-развивающий центр может предлагать уроки, занятия и тренировки по различным предметам и навыкам, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал и получить необходимые знания для будущего.
  • Развлечение и релаксация: ценность заключается в предоставлении детям и подросткам возможности отдохнуть, развлечься и насладиться свободным временем. Дневной досугово-развивающий центр и выездные мероприятия могут предлагать различные развлекательные активности, игры, спорт и другие формы досуга.
  • Взаимодействие и сотрудничество: ценность заключается в развитии навыков взаимодействия и сотрудничества у детей и подростков. Дневной досугово-развивающий центр и выездные мероприятия предоставляют им возможность работать в команде, решать задачи и принимать решения вместе, что способствует развитию их социальных навыков.
Эти ценности помогают создать благоприятную и поддерживающую среду для детей и подростков, которые прошли через травматические ситуации в зоне вооруженного конфликта. Они помогают им справиться с травмами, развить свои навыки и потенциал, а также интегрироваться в общество и стать его успешными членами.

Описание деятельности:
Творческая мастерская — ребятам предоставлялись материалы для творчества, совместно определялись направления и тематики, в т.ч. была возможность изготовить что-то в подарок родным своими руками. В отсутствии доходов и угнетенном состоянии это стало хорошим средством поддержки и терапии.

Игротека — предлагались современные научно-познавательные и развивающие игры, для этого был закуплен большой ассортимент игр, кроме того, ребята под запись могли брать игры на дом с возвратом и передачей следующему участнику. Выяснилось, что это также стало возможностью семейного досуга.

Кулинарный кружок — в широком смысле это были занятия по домоводству, с ребятами определялось простое меню на каждый день, дежурная группа вместе со специалистом ходила на закупку в магазин, вместе участвовала в приготовлении блюд, отвечала за сервировку и уборку после, также была возможность участвовать в конкурсе блюд семьям, когда по предложенному рецепту семье предоставлялись продукты для приготовления и угощения всех участников.

Занимательные уроки — познавательные занятия по географии, иностранным языкам, литературе с привлечением внешних специалистов и волонтеров.

Консультации педагога и психолога, в т.ч. для родителей.

Семейная гостиная — один раз в месяц ребята готовили программу для родителей, условием участия было обязательное присутствие вместе с родителями, отдельно раз в месяц проводились родительские встречи по обсуждению планов на месяц, итогов мероприятий, активности и вкладу участников, поощрения и благодарности.

День именинника — посезонное поздравление силами самих участников всех, кто родился в этот период. Это стало отличной возможностью в дальнейшем для ребят организовать празднование собственного дня рождения в связи с отсутствием пространства в комнате проживания. Родители стали включаться и готовить праздники и угощение для поздравления.

«Миротворческий клуб» — формирование у целевой группы позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей.

Важной часть работы стало включение самих детей и подростков и их семей в целом в жизнь городского сообщества: выход на открытые городские мероприятия, посещение музеев, знакомство с историей региона, привлечение ребят в качестве волонтеров.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка


Факторы, влияющие на достижение социальных результатов