СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Название программы: «Социальный театр».

Где реализуется: Челябинская область.

Автор: Е.В. Майорова, Уполномоченный по правам ребенка Челябинской области, Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.

Краткая аннотация:
Программа ориентирована на ресоциалиализацию подростков, находящихся в конфликте с законом, посредством вовлечения их в социальный театр. Социальный театр — социальная технология, направленная на соединение театрального искусства и социальной проблематики, посредством чего происходит акцентирование внимания на острых общественных проблемах и осуществление возможности высказаться и быть услышанными тем, кто по каким-либо причинам лишен в жизни и на сцене права голоса.

Целевая аудитория (ЦА): несовершеннолетние, состоящие на различных видах учета, находящиеся в конфликте с законом.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:

  • Социальная изоляция. Несовершеннолетние, находящиеся на учете, могут чувствовать себя изолированными от общества и не иметь возможности участвовать в социальной жизни. Социальный театр может помочь научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Проблемы с образованием. Несовершеннолетние, находящиеся на учете, могут иметь проблемы с образованием (низкий уровень грамотности или недостаточное знание языка). Социальный театр может помочь улучшить навыки чтения и письма, научить выражать мысли и идеи.
  • Проблемы с самооценкой. Несовершеннолетние, находящиеся на учете, могут иметь низкую самооценку и чувствовать себя неполноценными. Социальный театр может помочь повысить самооценку и уверенность в себе, научить выражать мысли и чувства.
  • Проблемы с адаптацией. Несовершеннолетние, находящиеся на учете, могут иметь проблемы с адаптацией к новой среде или обстановке. Социальный театр может помочь им научиться адаптироваться к новой среде и развить навыки социальной адаптации.
  • Проблемы с поведением. Несовершеннолетние, находящиеся на учете, могут иметь проблемы с поведением (агрессивное поведение или нарушение правил). Социальный театр может помочь научить контролировать свое поведение и развить навыки уважительного отношения к другим людям.

Ценности практики:
  • Развитие социальных навыков. Участие в социальном театре помогает детям и подросткам научиться работать в команде, выражать свои мысли и чувства, уважать мнения других людей, развивать эмпатию и сочувствие.
  • Повышение самооценки и самопонимания. Участие в социальном театре помогает детям и подросткам раскрыть потенциал, узнать о своих сильных сторонах и преодолеть слабости. Это может привести к повышению самооценки и уверенности в себе.
  • Развитие творческих способностей. Участие в социальном театре помогает детям и подросткам развивать свои творческие способности: актерское мастерство, режиссерское и сценарное искусство, музыкальные и хореографические навыки.
  • Социальная интеграция. Участие в социальном театре может помочь детям и подросткам, находящимся на различных видах учета, социально интегрироваться и научиться общаться с людьми из разных социальных групп.
  • Развитие социальной ответственности. Участие в социальном театре помогает детям и подросткам осознать социальную ответственность и важность участия в общественной жизни.

Описание деятельности:
Основным методом реализации является включение участников проекта в подготовку театральной постановки в качестве актеров. Контроль эффективности осуществляется через методы психологической диагностики (входной и итоговой), постоянное психолого-педагогическое наблюдение, проведение исследований в формате глубинных интервью по завершении проекта.

Этапы реализации:
1. Концептуальный (подготовительный) — определение целей и задач, планируемых результатов, выбор темы для театральной постановки, определение целевой аудитории и методов работы с ней.
2. Организационный — создание команды проекта, определение ролей и обязанностей каждого участника команды, разработка графика работы и плана бюджета. Определение ролей и задач в проекте. Набор участников.
3. Начальный (первичная работа с целевой аудиторией) — проведение набора участников проекта, осуществление входной диагностики, определение потребностей и потенциала каждого участника, проведение тренингов и мастер-классов, направленных на развитие творческих и социальных навыков, а также обучение актерскому мастерству и подготовка к театральной постановке.
Данный этап завершается проведением серии установочных совещаний с обсуждением текущей стадии проекта, имеющихся проблем и при необходимости с корректировкой подходов.
4. Основной — создание сценария, разработка художественного оформления, подбор костюмов и музыкального сопровождения, проведение основного цикла репетиционных занятий с постоянным психолого-педагогическим наблюдением за участниками.
5. Завершающий — осуществление театральных постановок, проведение выходной диагностики и серии глубинных интервью с действующими лицами и участниками, формирование отчетности, проведение итогового совещания с действующими лицами.

В реализацию вовлечены следующие субъекты:
  • Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области: осуществляет общее руководство проектом и координацию через сотрудников аппарата.
  • Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде: осуществляет аналитическое и психолого-методическое сопровождение проекта.
  • Театрально-постановочная группа: осуществляет непосредственную подготовку спектакля «Прозрачные», основанного на личных историях участников.
  • Органы муниципальной власти (районные администрации) и правоохранительные органы (отдел ПДН ГУ МВД по Челябинской области): отвечают за логистику и набор участников проекта из целевой аудитории.
  • Куратор: осуществляет непосредственное взаимодействие с участниками проекта.
  • Средства массовой информации и РДШ (РДДМ): информационное освещение проекта.



Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов