ШАГ В СОЦИУМ

Название программы: образовательная программа социально-педагогической направленности «Шаг в социум» (подготовка воспитанников к самостоятельной жизни).

Где реализуется: г. Асино, Томская область, ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Авторы: Е.Л. Карамян, методист, А.П. Лапина, воспитатель, Н.В. Дадашева, воспитатель, М.Ф. Кострикина, воспитатель.

Краткая аннотация:
Программа подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирована на обучение навыкам сельскохозяйственного труда, ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, навести порядок и создать уют в комнате, навыкам кулинарного искусства и т.п.

Целевая аудитория (ЦА): дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: опыт работы показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях Центра помощи детям, значительно отличаются от сверстников, воспитывающихся в семьях. Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, готовность к самостоятельной жизни, моральное развитие целиком и полностью зависит от подходов к проблеме социализации воспитателей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов учреждения.

Ценности практики:
  • Самостоятельность и независимость: программа помогает детям развивать навыки, которые позволят им быть самостоятельными и уверенными в себе (умение заботиться о себе, навыки ведения домашнего хозяйства и самообслуживания).
  • Ответственность: программа способствует развитию ответственности у детей, так как они будут отвечать за выполнение задач по уходу за домом, приготовлению пищи и устройству своей комнаты.
  • Умение работать в команде: дети будут учиться работать друг с другом и взрослыми в рамках выполнения задач по сельскохозяйственному труду и уходу за домом. Это поможет им развить навыки коммуникации, сотрудничества и решения проблем в группе.
  • Уважение к труду и окружающей среде: программа помогает детям осознать ценность труда и уважение к окружающей среде. Они будут учиться заботиться о растениях, животных и окружающей природе, а также ценить результаты своего труда.
  • Творческое мышление и самовыражение: дети будут иметь возможность проявить свою творческую натуру через кулинарное искусство, оформление комнаты и другие задачи, связанные с созданием уюта и порядка.
  • Укрепление самооценки и самодостаточности: программа помогает детям развивать уверенность в себе и повышать самооценку через успешное выполнение задач и достижение результатов.
  • Поддержка социальной интеграции: программа может способствовать интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в общество через приобретение новых навыков, участие в командной работе и взаимодействие с другими участниками программы.

Описание деятельности:
Программа строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с повседневной жизнью, систематичность в обучении, наглядность, игровой практикум, практические занятия).
В программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни включены следующие разделы: сельскохозяйственный труд (по сезонам), домоводство, кулинария.

Основные методы и приемы:
— рассказ, объяснение, консультация,
— использование художественной литературы,
— наглядный пример,
— закрепление упражнения,
— проблемная ситуация,
— анкетирование,
— индивидуальный подход.

Форма проведения занятий.
— беседа,
— практическое занятие,
— тест,
— конкурс.

Формы работы: групповые, индивидуальные.





Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов