ВВЕРХ ПО РАДУГЕ

Название программы: программа коррекции эмоционально-волевой сферы подростков с элементами арт-терапии «Вверх по радуге».

Где реализуется: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Радужнинский комплексный центр социального обслуживания населения».

Авторы: В.В. Ерохина, психолог отделения психологической помощи гражданам, С.В. Калюжная, заведующий отделением психологической помощи гражданам.

Краткая аннотация:
Программа ориентирована на регулирование эмоционально-волевой сферы личности подростков, призвана снизить напряженность, возникшую в результате дезадаптации в семейных либо социально-групповых взаимоотношениях посредством арт-терапии.
Арт-терапия является доступной и эффективной формой работы в условиях социального учреждения: она соответствует возрастным особенностям подросткового контингента получателей социальных услуг и не требует значительных материальных затрат.
Арт-терапия ресурсна, дает несовершеннолетнему возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подростку формировать позитивную Я-концепцию.

Целевая аудитория (ЦА): подростки от 10 до 18 лет.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: проблема развития эмоционально-личностной сферы в подростковом возрасте актуальна, так как подростковый возраст — это переходный, сложный, критический период, имеющий важнейшее значение в становлении личности человека.
Именно в этот период расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.

Ценности практики:
  • Самовыражение и выражение эмоций: программа помогает подросткам научиться распознавать и выражать свои эмоции через искусство, что позволяет им развивать эмоциональную грамотность и быть более открытыми и уверенными в себе.
  • Саморегуляция и управление стрессом: арт-терапия может помочь подросткам научиться управлять своими эмоциями и стрессом, развивая навыки саморегуляции и способности находить внутреннюю гармонию.
  • Конструктивное общение: арт-терапия способствует развитию навыков конструктивного общения, таких как слушание, выражение своих мыслей и чувств, уважение к мнению других людей. Это помогает подросткам улучшить свои отношения с окружающими и научиться решать конфликты.
  • Гармонизация и саморазвитие: программа помогает подросткам находить внутреннюю гармонию и развивать свои творческие способности, что способствует их саморазвитию и самоутверждению.
  • Социализация: арт-терапия помогает подросткам развивать навыки социализации, такие как сотрудничество, уважение к другим и умение работать в группе. Это помогает им лучше адаптироваться в обществе и строить здоровые отношения с другими людьми.


Описание деятельности:
Каждое занятие по программе включает в себя упражнения с использованием элементов игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии; комплекс упражнений на развитие эмоционально-волевой и когнитивной сферы; дыхательные упражнения; игры, направленные на снятие мышечного напряжения, эмоциональную разрядку.

Формы и методы работы:
Организационные:
· проведение консультаций с подростками,
· планирование.
Исследовательские:
· диагностика психоэмоционального состояния подростка.
Практические:
· индивидуальные беседы,
· индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом с использованием элементов сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, изотерапии.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов