ВТОРОЙ ДОМ

Название программы: «Второй дом»

Где реализуется: Саратовская область, подростковый центр «Второй дом».

Авторы: А.С. Чупракова, Н.Ю. Горулева, Е.Ю. Горбачева.

Краткая аннотация: программа ориентирована на создание условий для формирования устойчивого сообщества выпускников и воспитанников детских домов, которое будет предоставлять поддержку, информацию и ресурсы, необходимые для успешной социализации молодых людей с опытом сиротства и их интеграции в общество через снижение социальной изоляции и содействие их личностному и профессиональному развитию.

Целевая аудитория (ЦА): воспитанники и выпускники сиротских учреждений 14-18 лет.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: социализация выпускников и воспитанников детских домов осложнена особенностями жизни в закрытом учреждении и негативным ранним социальным опытом. Вызовом взросления для ребят, имеющих сиротский опыт, становится внезапная свобода, которую они получают в 16-18 лет.

С тем фактом, что молодые взрослые с опытом сиротства нуждаются в особом сопровождении и помощи, согласно большинство исследователей. Несоответствие психологического развития выпускников детских домов паспортному возрасту приводит к невозможности компенсировать разрыв социальных требований и возлагаемой ответственности без внешней социальной опоры, в частности, на помогающее сообщество и специалистов.

Воспитанники детских домов 14-18 лет редко возвращаются в семью, имеют опыт возвратов из приемных семей. После выпуска они часто становятся жертвами преступлений, теряют все свои накопления, злоупотребляют алкоголем. Подростки, которые живут не в семейных условиях, чаще ведут себя небезопасно и нарушают закон. Во взрослом возрасте людям с опытом сиротства сложнее строить отношения, а их дети могут повторить судьбу родителей.

Неспособность выстроить свои планы и отложить удовлетворение потребностей, длительно удерживать цель, ежедневно прикладывать усилия, ощущение отсутствия контроля за собственной жизнью и склонность использовать других людей, к сожалению, приводит к облегченному восприятию норм и правил преступного сообщества.

Существует понятие «легких денег», которые позволяют без дополнительных усилий быстро удовлетворять свои потребности за счет других. Даже при желании в условиях конкуренции и низких зарплат в небольшом провинциальном городе выпускникам сложно трудоустроиться. 90% выпускников испытывают сложности с социализацией, трудоустройством, жильем.

Ценности практики:
  • Солидарность: создание сообщества, где выпускники и воспитанники детских домов могут поддерживать друг друга и чувствовать солидарность в своих усилиях по социализации и интеграции в общество.
  • Равноправие: уважение к правам и достоинству каждого участника программы, независимо от их прошлого опыта.
  • Открытость: создание открытой и доверительной атмосферы, где участники могут делиться своим опытом, мыслями и чувствами
  • Развитие: содействие личностному и профессиональному развитию участников программы, предоставление им доступа к информации и ресурсам, необходимым для достижения успеха в жизни.
  • Взаимодействие: создание условий для взаимодействия выпускников и воспитанников детских домов с представителями общества, чтобы помочь им интегрироваться и развивать социальные навыки.
  • Инновации: использование новых подходов и технологий для обеспечения эффективности программы и достижения ее целей.
  • Социальная ответственность: осознание важности социальной ответственности и вклада в общество, а также содействие участникам программы в развитии этой ответственности.

Описание деятельности: организовано мультифункциональное общественное пространство для подростков, проживающих в детских учреждениях, выпускников детских домов и ребят из неблагополучных семей, работающее в городской среде для успешной интеграции молодых взрослых в социум и индивидуальной поддержки.

Это место, где можно безопасно, интересно и с пользой провести время, пообщаться с кругом развивающего окружения, поучаствовать в образовательных и культурных событиях, получить поддержку по запросу (психолога, специалиста по трудоустройству и др.).

Кроме того, «Второй дом» — это рабочие места в цехе по производству пищевой продукции, хостеле и т.д., куда фонд принимает на работу ребят с сиротским опытом либо риском попадания в учреждение. Проект «Второй дом» призван стать площадкой, где ребята с опытом сиротства смогут найти опору на сообщество, транслирующее позитивные стратегии поведения, пообщаться с успешными выпускниками, удовлетворить свои потребности в принадлежности, общении, принятии и развитии.

Концепция третьего места описывает идею создания места, отличного от дома (первое место) и работы (второе место), где люди могут проводить свободное время, общаться, учиться новому, развиваться и чувствовать себя частью сообщества. В помещении, предоставленном администрацией г. Вольска в безвозмездное пользование для реализации проекта, команда проекта организует комфортное пространство для встреч с друзьями, знакомств с новыми людьми, обмена идеями и опытом, а также организации различных мероприятий, творческих и спортивных активностей.



Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов