ШАГ ВПЕРЕД

Название программы: «Шаг вперед» по организации работы с семьями, где несовершеннолетние оказались в местах отбывания наказаний, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (СУВУ)

Где реализуется: Алтайский край, КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула».

Автор: Т.В. Ильюк, педагог-психолог.

Краткая аннотация:
Программа направлена на оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки семьям, чьи дети оказались в местах отбывания наказаний, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (СУВУ).

Целевая аудитория (ЦА):
— родители, чьи дети оказались в местах отбывания наказаний, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (СУВУ),
— несовершеннолетние, выбывшие из мест отбывания наказания, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (СУВУ).

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
  • Низкий уровень родительской компетентности в семьях, воспитывающих детей, находящихся в конфликте с законом.
  • При направлении несовершеннолетних в места отбывания наказания, СУВУ привычный уклад жизни семьи претерпевает существенные изменения, родители и ребенок переживают вынужденную разлуку и нуждаются в поддержке. В сложившейся семейной ситуации важно не только помочь предотвратить рецидивы преступлений несовершеннолетних, но и сохранить детско-родительские отношения.
  • Негативное отношение общества к детям, оказавшимся в местах отбывания наказаний, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, что может привести к социальной изоляции и дискриминации в будущем.

Ценности практики:
  • Ценность справедливости и равенства возможностей. Все дети имеют право на получение качественного образования и развитие своих способностей, независимо от социального статуса и места проживания.
  • Ценность социальной ответственности. Практика направлена на предотвращение социальной дезадаптации и реабилитацию детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
  • Ценность гуманизма. Практика направлена на создание условий для полноценного развития личности ребенка, его самоутверждения и самореализации, уважения к правам и свободам каждого человека.
  • Ценность толерантности и уважения к различиям. Практика способствует формированию у детей уважительного отношения к другим культурам и национальностям, развитию терпимости и умения работать в коллективе.

Описание деятельности:
В рамках программы родители обучаются навыкам самоподдержки в трудной жизненной ситуации, поиску ресурса на уровне личности и семьи, оказывается содействие в совершенствовании родительской эффективности, освоении роли поддерживающего родителя, осознании важности сохранения и поддержания детско-родительских отношений с целью формирования социального ресурса у ребенка, находящегося в местах отбывания наказания.

С целью успешной ресоциализации ребенка перед его возвращением из места отбывания наказания, СУВУ с родителями проводится работа по подготовке к данному этапу: анализ рисков и ресурсов, составление пошагового плана по оказанию поддержки ребенку, реструктуризация деструктивных моделей применения воспитательных практик, содействие в получении родителями психологической помощи для нивелирования имеющихся переживаний.

По возвращении из мест отбывания наказания, СУВУ с целью успешной ресоциализации и предотвращения рецидивов преступлений несовершеннолетние вовлекаются в работу с психологом и куратором семьи, направленную на нивелирование трудностей в процессе социальной адаптации, составление индивидуального пошагового плана (восстановление в учебном заведении, содействие в трудоустройстве, планирование ближайшего будущего и т. д.).

Для оказания комплексной помощи семьям и несовершеннолетним осуществляется взаимодействие комплексного центра с органами системы профилактики: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы службы занятости.

В рамках реализации программы применялись следующие формы работы:

1. Работа с родителями несовершеннолетних, находящихся в местах отбывания наказания, СУВУ, и их ближайшим окружением согласно плану индивидуальной профилактической работы на заданный период.
2. Обсуждение текущей семейной ситуации, направленное на осознание матерью родительской роли и обязанностей, совершенствование родительской эффективности, освоение роли поддерживающего родителя, осознание важности сохранения и поддержания детско-родительских отношений с целью формирования социального ресурса у несовершеннолетнего, находящегося в местах отбывания наказания.
3. Вовлечение в работу с семейным психологом для консультирования по вопросу сохранения позитивных детско-родительских отношений. Содействие в получении психологической помощи.
4. Предоставление родителям рекомендаций психолога по формированию навыка самоподдержки, поиска ресурса на уровне личности, семьи и ближайшего окружения, рекомендаций по сохранению и поддержанию позитивных детско-родительских отношений с ребенком, находящимся в местах отбывания наказания, СУВУ.
5. Инвентаризация освоенной роли поддерживающего родителя, родительской эффективности, выявление имеющихся трудностей. Формирование навыка самоподдержки, поиска ресурса на уровне личности и семьи для поддержания гармоничного психоэмоционального состояния, позитивных детско-родительских отношений с ребенком, находящимся в местах отбывания наказания.
6. Оказание семье поддержки по подготовке к возвращению ребенка из СУВУ: анализ рисков и ресурсов, предоставление рекомендаций по повышению родительской компетенции и ответственному родительству.
7. Реструктуризация текущих моделей применения воспитательных практик с целью профилактики у несовершеннолетнего рецидивов преступлений, составление плана, включающего шаги по оказанию помощи ребенку в успешной ресоциализации.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка


Факторы, влияющие на достижение социальных результатов