Название программы: Практическое пособие по комплексному сопровождению детей из зоны вооруженного конфликта на Ближнем Востоке
Где реализуется: Республика Дагестан, г. Махачкала.
Автор: Уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан М.Ю. Ежова.
Краткая аннотация: Практика ориентирована на ресоциализацию и адаптацию детей, вывезенных из зон вооруженных конфликтов, а также организацию воспитательного и образовательного процессов с ними.
Целевая аудитория (ЦА): - младшая возрастная группа (0-5 лет) — дети, находившиеся в мирных локациях (приюты, больницы, населенные пункты, подконтрольные официальным властям государства пребывания);
- средняя возрастная группа (6-10 лет) — дети, находившиеся в зоне боевых действий, авиаударов и имеющие опыт общения с членами различных вооруженных формирований (как террористических, так и курдского ополчения);
- старшая возрастная группа (11-18 лет) — несовершеннолетние, находившиеся в «арабском секторе» и пострадавшие от манипулятивного воздействия религиозных радикалов.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
Большинство детей, вывезенных в зоны военного конфликта, становятся сиротами. Сиротство само по себе разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
У младшей возрастной группы проблемная ситуация в большинстве случаев проявляется символически в игровой деятельности или рисунках, регрессивными проявлениями (сосание пальцев, недержание мочи, капризность, беспричинный плач), страхами, не связанными напрямую с нахождением в регионах с повышенной террористической опасностью.
У средней возрастной группы проявляются функциональные психосоматические и двигательные манифестации: спазмы, тики, энурез, логоневроз, изредка проявляются также боли в сердце, головные боли, тошнота, рвота психогенного происхождения, напоминающая симптомы отравления, обмороки, головокружения, выпадение волос и др. Большинство эмоциональных проявлений связаны с агрессией и навязчивыми воспоминаниями тех или иных деталей нахождения в зоне вооруженного конфликта. Наиболее травмирующим воспоминанием, безусловно, является смерть родителей (одного из родителей).
В старшей возрастной группе имеет место негативизм и протестные реакции: подростки не желают учиться, слушать опекунов, становятся более импульсивными и агрессивными. У детей всех исследованных возрастов проявляются такие виды психологической защиты, как вытеснение, отрицание, конверсии, разные виды проекции, регрессия, идентификация, разделение (расщепление).
Ценности практики:
- Защита прав детей.
- Реабилитация и ресоциализация.
- Социальная стабильность: профилактическая работа способствует созданию стабильного и мирного общества, где дети могут расти и развиваться без угрозы радикализации и экстремизма.
- Восстановление семейных связей: профилактика помогает восстановить отношения, которые могли быть нарушены в результате вовлечения детей в экстремистскую и террористическую деятельность. Это способствует укреплению семейного благополучия и поддерживает психологическое восстановление детей.
Описание деятельности:
Программа носит комплексный характер и включает:
1. Медицинское сопровождение: — обследование специалистами узкого профиля;
— рекомендации по приему лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения.
2. Психологическое сопровождение: — индивидуальные беседы (в том числе клинические) и наблюдение с целью определения проблемных областей;
— диагностика психотравмы, выяснение значения, смысла травмирующего события для ребенка;
— первичное обследование с целью определения личностных особенностей, развития интеллектуальных способностей, а также уровня агрессии;
— занятия по развитию внимания, восприятия, мышления, психомоторных и сенсорных процессов;
— индивидуальные и групповые тренинги;
— занятия на снижение уровня тревожности и агрессивности, по развитию коммуникативных навыков;
— коррекция ценностно-нормативной основы;
— формирование эффективных поведенческих стратегий;
— сбор информации о семье, анкетирование, наблюдение, беседы;
— определение психологического микроклимата в семье;
— определение уровня рискогенности семьи;
— тренинги на формирование навыков активного слушания, позитивного внимания, эмпатии, обсуждения с ребенком травмирующей ситуации.
3. Педагогическое сопровождение: — определение реального образовательного уровня ребенка, объективная оценка соответствия подготовки учащегося установленным требованиям образовательной деятельности;
— тематические беседы, разъяснения, анализ ситуации, тренинги;
— формирование критического мышления, умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки, действия, поведение (обучение рефлексии);
— закрепление наставника.
4. Социальное сопровождение: — выявление степени радикализованности совместно проживающих взрослых, ликвидированных, находящихся в розыске или отбывающих наказание членов НВФ;
— наблюдение за образовательным и воспитательным процессом, анализ ситуации, корректировка методов организации жизнедеятельности и поведения несовершеннолетних.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка