Название программы: Программа трудового воспитания «Будущее начинается сегодня».
Где реализуется: г. Абдулино, Оренбургская область, Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом».
Автор: С.Ф. Косарева, воспитатель высшей квалификационной категории.
Краткая аннотация: Программа направлена на формирование социально-адаптированной личности подростков, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно получать социальный опыт по овладению элементарными трудовыми знаниями и навыками.
Целевая аудитория (ЦА): подростки 10-17 лет, воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути и испытывают трудности перехода в самостоятельную жизнь. В течение всего периода пребывания ребенка в государственном учреждении за его жизнь, здоровье, поведение отвечает персонал. Одной из причин социальной инфантильности является отсутствие потребности и способности трудиться, навыков самостоятельной жизни, личного опыта жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Ценности практики:
- Ценность самостоятельности и уверенности в своих силах.
- Ценность трудовой деятельности и ее важности для общества.
- Ценность социальной адаптации и интеграции в общество.
- Ценность индивидуального подхода и учета потребностей каждого участника программы.
Описание деятельности:
Программа включает в себя семь теоретико-практических блоков:
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Здоровьесберегающее воспитание.
3. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
4. Гражданско-патриотическое воспитание.
5. Экологическое воспитание.
6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
7. Семейное воспитание.
В программе делается упор на основные направления трудового воспитания:
• привитие навыков личной гигиены,
• организацию самообслуживания,
• формирование основных трудовых навыков,
• развитие представлений об основных видах труда,
• организацию общественно-полезного и производительного труда,
• формирование представлений об основных рабочих профессиях,
• привитие любви и уважения к труду,
• профессиональную ориентацию, подготовку к осознанному выбору профессии.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка