Название программы: Курс тренинговых занятий «Ступени к себе»
Где реализуется: Министерство социальной политики Красноярского края, Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям "Минусинский"».
Автор: П.С. Ретунская, педагог-психолог.
Краткая аннотация: Программа ориентирована на содействие процессу личностного развития, активизацию внутренних ресурсов, достижение оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха у подростков, развитие самосознания для коррекции или предупреждения внутриличностных и поведенческих нарушений.
Целевая аудитория (ЦА): подростки от 12 до 16 лет из опекаемых семей, семей, находящихся в социально опасном положении, подростки с ОВЗ, а также воспитанники детского дома.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: непросто выстроить работу с подростком, которая бы способствовала решению проблем этого возраста, связанных с застенчивостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, или, наоборот, излишней демонстративностью, конфликтностью, неумением общаться и заводить друзей, отсутствием навыков работы в команде и пр. Поэтому оптимальным вариантом является проведение групповой работы, в процессе которой подросток получает возможность увидеть, что он не один, получить поддержку со стороны педагогов, а также раскрыть свою индивидуальность и найти новых знакомых.
Ценности практики:
- Ценность самосознания. Практика помогает подростку осознать собственные сильные стороны и слабости, что позволяет ему лучше понимать свои потребности и желания, принимать более осознанные решения и действовать более эффективно.
- Ценность личностного развития. Практика помогает подростку развиваться как личность, раскрывать потенциал и достигать своих целей, стать более уверенным в себе и успешным в жизни.
- Ценность активизации внутренних ресурсов. Практика помогает подростку найти в себе ресурсы для преодоления трудностей и достижения своих целей. Это может быть умение расслабляться, концентрироваться, мотивироваться и т.д.
- Ценность достижения оптимального уровня жизнедеятельности. Практика помогает подростку достигать баланса между работой, учебой, отдыхом и другими аспектами жизни, чувствовать себя более удовлетворенным и счастливым.
- Ценность ощущения успеха. Практика помогает подростку достигать целей и чувствовать себя успешным, повышать самооценку и уверенность в себе.
- Ценность коррекции или предупреждения внутриличностных и поведенческих нарушений. Практика помогает подростку осознавать и корректировать негативные мысли, эмоции и поведение, стать более адаптивным и успешным в жизни.
Описание деятельности: программа реализуется через тренинги, которые проводятся педагогом-психологом с участием специалиста по социальной работе. Тематика занятий опирается на методологическую основу и разработана с учетом актуальных тем для подросткового возраста: умения общаться со сверстниками, самооценки, навыков группового взаимодействия.
Состав участников — 10-15 подростков в возрасте 12-16 лет.
Продолжительность одной встречи — 1-1,5 ч.
Частота встреч — 1 раз в 2 недели.
Форма проведения — групповой тренинг.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка