Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Взгляды»
Где реализуется: Муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла».
Автор: М.В. Целовальникова, педагог-психолог.
Краткая аннотация: Программа ориентирована на развитие самосознания подростков, формирование необходимых новообразований личности в младшем подростковом возрасте.
Целевая аудитория (ЦА): дети предподросткового и младшего подросткового возраста от 9 до 13 лет.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: эмоциональные нарушения у детей в возрасте от 9 до 13 лет — это, прежде всего, заниженная самооценка, низкий уровень притязаний, негативный эмоциональный фон, повышенная тревожность, страхи, вербальная, косвенная агрессия, экстернальность и т.д.
Ценности практики:
- Самоопределение и осознание своих интересов, ценностей и умений.
- Развитие эмоционального интеллекта и умения управлять своими эмоциями.
- Уважение к себе и окружающим, а также к культурным различиям.
- Понимание своих прав и обязанностей, а также умение принимать ответственность за свои действия.
- Развитие критического мышления и умения принимать решения.
- Умение общаться и работать в команде.
- Развитие творческих способностей и умения находить нестандартные решения проблем.
Ценности, связанные с формированием необходимых новообразований личности в младшем подростковом возрасте:- Развитие самостоятельности и независимости.
- Формирование позитивной самооценки и уверенности в себе.
- Развитие социальной компетентности и умения взаимодействовать с другими людьми.
- Развитие творческих способностей и интереса к новым знаниям и умениям.
- Формирование моральных и этических ценностей.
- Развитие умения принимать решения и решать проблемы самостоятельно.
- Формирование устойчивых мотиваций к обучению и личностному развитию.
Описание деятельности:
Для проведения занятий необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, старые журналы для коллажей и т.д.), музыка для релаксации и оборудование для прослушивания музыкальных произведений.
Содержание курса: 1. «Я. Знакомство». Создание атмосферы сотрудничества. Рефлексия эмоционального состояния. Расширение представления о себе, коррекция самооценки. Актуализация ранних переживаний. Рефлексия отношения к семейным запретам, ценностям. Создание дневника настроений.
2. «Мои ресурсы». Развитие умения актуализировать личностные ресурсы. Моделирование нового образа «Я». Развитие целеполагания. Формирование общей интернальности, мотива и способности принять ответственность за свою жизнь. Создание «мешочка достижений».
3. «Мои чувства». Рефлексия особенностей в восприятии реального мира. Осознание собственных чувств, эмоций (радость, грусть, злость, страх, гордость, стыд, любовь и т.д.), локализации их в теле. Определение места чувств в эмоциональном пространстве ребенка. Формирование умения отреагировать свои чувства.
4. «Мои качества». Осознание своих «слабых» и «сильных» сторон. Внесение в «Я-концепцию» нового желаемого образа себя. Рефлексия и коррекция сформировавшихся жизненных установок, коррекция поведенческих паттернов. Рефлексия отношения к человеческим качествам (смелость и трусость, уверенность и неуверенность, компетентность и беспомощность, доброта и бессердечность, открытость и замкнутость, справедливость, стремление к доминированию и зависимость), определение своего положения на «шкале качеств». Развитие целеполагания. Формирования навыков релаксации.
5. «Я и мир вокруг». Формирование представления о дружбе, качеств, необходимых для поддержания дружбы. Формирование активной позиции себя как представителя определенной культуры, гражданина своей страны. Формирование мотивов следования общечеловеческим ценностям.
6. «Мир будущего». Формирование чувства ответственности за свое будущее и будущее своих потомков. Рефлексия возможных внешних и внутренних препятствий на жизненном пути, трудностей самореализации. Развитие творческого мышления.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка