Название программы: «Киноуроки как средство социализации трудных подростков»
Где реализуется: г. Севастополь, АНО «Наследие».
Автор: С.А. Самсонова, кандидат психологических наук, директор АНО ДО «Институт семейной педагогики».
Краткая аннотация: Программа направлена на выстраивание системы духовно-нравственного воспитания подростков и организацию воспитательного процесса в увлекательной интерактивной форме в неформальной обстановке подросткового пространства при помощи материалов проекта «Киноуроки в школах России».
Целевая аудитория (ЦА): подростки 12-17 лет, совершившие общественно опасное деяние и состоящие на учете в органах и учреждениях системы профилактики, а также подростки, находящиеся на внутришкольном контроле.
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика:
- Социализация подростков, находящихся в конфликте с законом.
- Несформированность духовно-нравственной сферы личности подростка.
- Отсутствие знаний о возможности самовыражения через позитивное творчество.
- Отсутствие знаний о возможности приобщения к позитивным социальным практикам.
- Недостаточно сформированное правовое сознание и правовое поведение.
- Профилактика девиантных форм поведения.
Ценности практики:
- Уважение к себе и другим людям.
- Честность и ответственность.
- Толерантность и уважение к различиям между людьми.
- Самодисциплина и самоконтроль.
- Сотрудничество и командный дух.
- Понимание важности образования и личностного роста.
- Забота о своем здоровье и благополучии.
- Ценность времени и его эффективного использования.
- Ценность окружающей среды и ее сохранения.
- Созидательный подход к жизни и стремление к достижению целей.
Описание деятельности: при разработке программы социализации за основу взята готовая методика организации воспитательной работы, в которой был использован системный подход. Идея заключается в разработке таблицы созидательных качеств личности, понятий и принципов в соответствии с возрастом ребенка.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается с учетом возраста подростков, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму разработано методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия подростками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.
Важный результат киноурока — возникшая у подростков потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно полезное дело, инициированное самими подростками после просмотра фильма и реализованное как закрепление данного понятия в действии с рефлексией и обсуждением.
Программа реализуется на постоянной основе с разными возрастными группами. На сегодняшний день существует около 50 фильмов на различные качества. Встречи проводятся 1-2 раза в месяц специалистами АНО ДО «Институт семейной педагогики», подготовленными специалистами, работающими с подростками в подростковых пространствах. В течение остального времени идет подготовка и реализация социальной практики.
Занятия проводятся в форме групповой работы и при наличии специального оборудования могут быть организованы в любом районе города на любых площадках, где находятся подростки (школы, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы). Во время обсуждения специалисты рассказывают о подростковом пространстве, мероприятиях, проводимых для подростков, приглашают к участию.
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка