ПЕРЕЗАГРУЗКА: 2.0

Название программы: Программа социализации Центра поддержки детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, «ПЕРЕЗАГРУЗКА: 2.0»

Где реализуется: Управление образования администрации округа Муром, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»

Авторы: Е.В. Нефедова, руководитель центра, куратор инновационной работы в школе, Е.Н. Красильникова, директор школы, О.В. Манькова, заместитель директора по воспитательной работе, специалист центра, Н.Ю. Губерскова, педагог-психолог, специалист центра, М.Ю. Амозова социальный педагог, специалист центра.

Краткая аннотация:
Программа направлена на социализацию детей и подростков, относящихся к категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» (далее — ТЖС), их творческую и социальную самореализацию как обязательное условие преодоления психотравмирующего опыта, формирующую ресурсный сценарий развития посредством создания поддерживающего сообщества в лице родителей, педагогов, профильных специалистов.

Целевая аудитория (ЦА):
  • Подростки 10-18 лет:
— находящиеся под опекой, в замещающих семьях, испытывающие депривацию в условиях семейных отношений,
— с признаками отклоняющегося поведения: наличие девиаций разного характера и трудновоспитуемость, обусловленные семейным неблагополучием или иным негативным средовым влиянием,
— оказавшиеся в условиях социокультурной депривации, в том числе в условиях жизни в малообеспеченных семьях, семьях вынужденных переселенцев (дети из семей мигрантов, беженцев) и т.п.,
— виктимные дети, пережившие опыт агрессивных влияний средового неблагополучия (буллинг, влияние семейных конфликтов, иного социального окружения), проявляющихся в употреблении ПАВ, воровстве, всех видах агрессии, в том числе аутоагрессии, суицидальном поведении, дромомании и др.
  • Родители подростков или лица, их замещающие
  • Педагоги, работающие с подростками

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: основанием для разработки настоящей программы послужила проблема риска увеличения числа обучающихся школы, склонных к девиантному поведению, связанного со снижением уровня жизни семей с детьми на территории микрорайона школы, с особенностями их культурно-образовательного уровня, в связи с общим социально-экономическим положением в г. Муроме.

Учитывая данные социального паспорта и количества обращений подростков, педагогов и родителей, можно сделать вывод о большом количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в особом внимании и педагогической поддержке.

Ценности практики:
  • Равенство и инклюзивность — создание условий для участия всех детей и подростков в программе независимо от их социального статуса или способностей.
  • Саморазвитие и творческое самовыражение — поддержка развития личности каждого ребенка и подростка, а также их творческих способностей.
  • Социальная ответственность — формирование у детей и подростков понимания роли в обществе и ответственности за свои поступки.
  • Сотрудничество и взаимодействие — создание сообщества, где все участники работают вместе для достижения общих целей.
  • Эмпатия и понимание — формирование у детей и подростков умения понимать и уважать других людей, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.
  • Уверенность в себе и самоуважение — помощь детям и подросткам в развитии уверенности в себе и своих способностях, а также повышении самоуважения.
  • Развитие культуры и искусства — поддержка развития культурных и творческих интересов детей и подростков, а также расширение их кругозора.
  • Социальная поддержка — создание условий для получения детьми и подростками необходимой социальной поддержки и помощи в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией.

Описание деятельности:
Технологии работы с подростками:
— индивидуальный маршрут развития и самореализации (ИМРиС),
— коллективное творческое дело (КТД),
— технология работы по методу сценирования (проектирование образа будущего),
— проектная деятельность,
— волонтерская деятельность,
— неформальное образование (НФО).

Технологии в работе с родителями/законными представителями:
— технология консультирования (индивидуальное и групповое),
— технология работы со случаем,
— технология работы по методу сценирования (проектирование образа будущего).

Технологии в работе с педагогами:
— технология наблюдения и первичного сбора данных о ребенке (карта наблюдения),
— технология наблюдения и первичного сбора данных о семье ребенка,
— технология разработки индивидуального маршрута развития и самореализации (ИМРиС),
— технология формирования «Круга поддержки»,
— технология проектирования маршрута персонально-личностного саморазвития педагога.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов