РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РОССИИ

Название программы: Программа социализации подростков-мигрантров «Русский язык и культура России»

Где реализуется: Муниципальное бюджетное учреждение Городского округа Пушкинский Московской области «Центральная библиотека города Красноармейска».

Автор: А.В. Герасимова, методист МБУ «Центральная библиотека города Красноармейска».

Краткая аннотация:
Программа ориентирована на создание условий социализации подростков-мигрантов через общение, изучение языка, культуры, норм поведения.

Целевая аудитория (ЦА): дети и подростки-мигранты от 10 до 16 лет, слабо владеющие русским языком и обучающиеся первые годы в российских школах.

Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: попадая в чужую страну, мигранты вместе с местом жительства вынуждены менять образ жизни, язык общения вне семьи, подстраиваться под другое мировоззрение, необходимость взаимодействия с людьми иной культуры. В обществе имеются такие социальные явления, как ксенофобия (неприязнь ко всему иностранному, чуждому по духу, взглядам, интересам, традициям, внешним особенностям) и мигрантофобия (страх перед переселенцами из других стран, посягающими на места работы, жительства и т.д. основного населения).

Рост числа мигрантов в России в последнее время вызвал у многих россиян недовольство, что сказалось на отношении не только к самим мигрантам, но и к их детям. Создаются проблемы личного и общественного характера: возрастает риск межнациональных конфликтов, растет социальное напряжение. Уровень владения устной и письменной речью мигрантов очень низок, что способствует отсутствию коммуникаций вне диаспоры. В подобных обстоятельствах особого внимания требует проблема вхождения детей мигрантов, становящихся гражданами России, в новые социальные, культурные, образовательные и другие условия.

Ценности практики:
  • Взаимопонимание и толерантность между различными культурами и национальностями.
  • Уважение к различиям и индивидуальности каждого участника.
  • Развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • Развитие культурного и языкового капитала, что может способствовать лучшей адаптации в новой среде.
  • Формирование уважительного отношения к правам и свободам человека.
  • Развитие навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта.
  • Способность к адаптации к новым условиям и изменениям в жизни.
  • Повышение уровня образования и культуры участников.
  • Создание условий для дальнейшей социальной интеграции и успешной жизни в новом обществе.

Описание деятельности:
Программа рассчитана на 9 месяцев работы.
Периодичность проведения — 4 групповых занятия в неделю.
Каждое групповое занятие с подростками-мигрантами включает следующие элементы: приветствие, работа по теме, заключительный этап с подведением итогов, прощание.
Учебный материал распределен по темам, которые имеют методические и образовательные задачи. Занятия строятся по типу игрового общения, на его основе формируется речевое общение, определенные практические действия и расширяется кругозор подростка.


Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка








Факторы, влияющие на достижение социальных результатов