Название программы: Методическая программа «Позитивный вектор»
Где реализуется: Государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков "Дельфин"».
Автор: Л.В. Подлесных, заведующая отделением диагностики и социальной реабилитации.
Краткая аннотация: Программа направлена на профилактику вовлечения подростков в неформальные группы деструктивной направленности. Представлены теоретические и прикладные аспекты по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних.
Целевая аудитория (ЦА): - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 11 до 18 лет,
- дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
- воспитанники учреждений для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации,
- воспитанники специализированных учреждений для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья (дети, имеющие отклонения в физическом или умственном развитии).
Проблемы ЦА, на решение которых направлена практика: в силу возраста у подростков еще не сформировано стойкое мировоззрение, ценностные ориентации, взгляды, убеждения, и они легко поддаются влиянию со стороны, которое не всегда носит положительный характер, и поэтому именно они становятся участниками каких-либо субкультур.
Серьезную обеспокоенность вызывает попытка криминального мира распространить свое влияние на определенную часть подрастающего поколения для использования его в преступных целях. Злоумышленники стучатся к подросткам в социальные сети, переводят их на различные ресурсы с недетским содержанием и получают доступ к личной информации.
Отсутствие психологической устойчивости в кризисной ситуации при активном желании привлечь к себе внимание, повысить свой социальный статус в определенной группе ведут к рискованному поведению через деструктивную деятельность.
Особого внимания требуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Главное, в чем нужно помочь этим детям, — правильно адаптироваться в сегодняшнем нестабильном мире, сформировать психологическую устойчивость к влиянию криминальной субкультуры.
Ценности практики:
- Поддержание здорового образа жизни: программа может включать в себя информацию о здоровом питании, физической активности и отказе от употребления наркотиков и алкоголя.
- Развитие социальных навыков: программа может помочь подросткам развить навыки коммуникации, улучшить отношения с родителями и сверстниками, а также научиться решать конфликты без насилия.
- Развитие критического мышления: программа может помочь подросткам развить критическое мышление и способность анализировать информацию, чтобы они могли принимать осознанные решения.
- Профилактика включенности в деструктивные организации: программа может помочь подросткам понять последствия криминальной деятельности и научиться избегать подобных ситуаций.
Описание деятельности:
Деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные молодежные объединения согласно программе реализуется по следующим
направлениям:
1. Профилактическая работа с воспитанниками:
— психолого-педагогическая диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей воспитанников,
— психолого-педагогическая пропедевтика с несовершеннолетними (психологический лекторий «Субкультура: "за" и "против"») в онлайн-режиме на платформе Zoom.
2. Терапевтическая группа личностного роста (интенсив). Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов кабинете, так и в игровой комнате. Этот курс направлен на формирование социально- компетентного, ответственного поведения. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
3. Воспитательная работа. Вовлечение подростков в разнообразную организованную досуговую деятельность с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и потребностей в условиях самоизоляции (юнармейский отряд «Факел», участие в акции «Добровольцы — детям»).
Ожидаемые значимые изменения в социальной ситуации развития подростка